Как отразятся на антимонопольном регулировании страховых компаний поправки в федеральный закон номер 275? Как известно данный закон был принят ГД пятого октября нынешнего года, то есть, совсем недавно. Вступить в силу данный закон должен пятого января будущего года. Как он отразится на регулировании страхового рынка, мы поговорим в данной статье.
Закон уже окрестили «четверым антимонопольным пакетом. Как говорит, А.Б. Кашеваров, зам. начальника ФАС, данные поправки оказались очень либеральными. В качестве подтверждения этого он говорит о расширении использования механизмов предостережения от нарушений в антимонопольной сфере. При этом количество предупреждений от антимонопольных ведомств, согласно статистике постоянно растет. По оценкам ФАС, подобные меры воспринимаются позитивно большинством игроков на рынке. Но в поправках к закону есть и ряд новшеств, о которых следует сказать отдельно.
Закон номер 275 дает ФАС возможности сконцентрироваться на значимых и больших делах, влияющих на конкуренцию в целом по рынку. Поправки сделают невозможным рассмотрение жалоб от физических лиц. То есть, антимонопольная служба будет рассматривать дела, которые связанные с интересами большой группы лиц. Если быть точнее, то это неограниченная группа лиц и это определение будет даваться правоприменительной практике данного закона. Сегодня от граждан в ФАС поступает очень большое количество обращений.
Так, за прошлый год в антимонопольную службу поступило более шести тысяч обращений. Около 90 процентов из них приходится на страховые компании. В этом году число жалоб не уменьшается и главное причиной жалоб остается тема ОСАГО. В будущем рассмотрение данных жалоб будет перемещено в ЦБР и Роспотребнадзор. Кашеваров отмечает, что существенно меняется вся конфигурация регулирования. К примеру, участники, которые доминируют на рынке. ФАС будет объединять все обращения страховщикам, и отправлять их в Роспотребнадзор. Данное ведомство будет рассматривать обращения, и принимать по ним определенные решения.
Скорее всего, антимонопольная служба не будет заниматься случаями, связанными со злоупотреблением доминирующим положением, в случае, если такие действия будут ущемлять интересы конкретных лиц и не будут связаны с ограничением конкуренции. Но общества защиты прав потребителей смогут обращаться в ФАС по-прежнему. Пока детальный механизм этого взаимодействия пока неизвестен. Новые поправки также коснулись полномочий ЦБ и ФАС.
Теперь служба вместе с ЦБР будет более эффективно противодействовать злоупотреблению положением различных компаний. ФАС получает инструменты установки правил по доступу граждан к услугам страхования без дискриминации. В результате, говорит Кашеваров, будет продолжена деятельность комиссии по данному направлению, которая уже работает многие годы. В антимонопольной службе теперь будет коллегиальный орган с полномочиями давать разъяснения по применению антимонопольных законов и предписаний органов ФАС на местах. Это необходимо в случаях, когда различные акты территориальных органов вступают в противоречие с антимонопольным законодательством. Чтобы была возможность пересмотра дел, которые были рассмотрены органами ФАС на местах, в этот новый орган включат представителей ЦБ.
В результате создаваемая коллегия будет обеспечивать единое правоприменение антимонопольного законодательства по всей России. В результате антимонопольная служба будет подправлять решения своих отделений в регионах, которые часто подвергаются критике. В результате будет легализован институт разъяснений для территориальных отделений.
В результате у ФАС появляется возможность пересмотра и отмены штрафов, вынесенные территориальными управлениями, а также пересматривать дела по существу и отменять принятые решения. Для рынка это будет гораздо лучше, да и нагрузка на судебную систему должна уменьшится. Ведь в этом случае судам не нужно будет рассматривать споры по различным решениям, которые выносят территориальные органы. Они теперь будут решаться внутри самой антимонопольной службы.
